?

Log in

No account? Create an account
M_line

m_line


Mainline. Активные прогулки из Королёва


Previous Entry Share Next Entry
23.11.13 Переславская ямская дорога
M_line
m_line
пеш. Арсаки- Федяково- Полиносово- Конюхово- Тириброво- Корелы- Дубна- Редриковы Горы- ур. Выселки- Душищево- Бужаниново (40 км)

"Встань на пороге с заплечным мешком-
по старой дороге ходили пешком."
(А. Макаревич)

До снега прошел по следам старинной Переславской дороги, затерявшимся в хитросплетениях старых и новых Ярославок на границе Владимирской области.

Проштудировав противоречащие друг другу исторические труды на эту тему, понял для себя, что дело было примерно так.
Древнейшая "великая дорога Старая Переяславская лесная" выходила из Москвы по нынешней Стромынке мимо Медвежьих Озер, ответвляясь от нее (возможно, через Жари- Махру) на Великую Слободу (Старая Слобода за Александровом). Другая дорога на Переславль, "великий и широкий путь вселюдской" от Радонежа уходила через Подсосенье и Стогово тоже на Великую Слободу. Во времена Сергия к Троицкому монастырю от нее отходила "некая прискорбная и узкая тесная стезя". И только с развитием монастыря, века с XV, через него появляется новая Переславская дорога- напрямую по горкам через долину Дубны. В средние века от Троицы до Переславля ездили как по Переславской дороге, так и по Слободской- через Александрову слободу. В середине XIX века было построено "шоссе" с покрытием, спрямляющее изгибы, нынешняя Старая Ярославка. Оставшиеся в стороне участки Переславской дороги с тех пор утратили свое значение и превратились в деревенские и лесные проселки.

Основательно про это у М.И.Смирнова , С.З.Чернова , еще у Чернова , М.С.Баева . Чуть мозги не свихнул, но очень интересно, особенно, когда географию этих мест представляешь! Понятным языком на Богородск-Ногинске и общий обзор у Trojza , картину Н.Ф. Добровольского 1877 г. у него, не удержусь, перетащу сюда:





Очень удачно вышел из Арсак. Снаружи дач вдоль Молокчи идет бетонка, продолжающаяся через лес торной тропой на Федяково. Федяково я в потемках пытался обойти, но зря- надо было всё время прямо. На эти поля уже надвигаются заборы, пока не критично. До Полиносово есть колея, она входит в село у восстанавливаемой церкви. И не выходит, в северном ряду домов нет разрыва! Обошел кое-как, перешел ручей по разрушенной плотине и вышел лесом напротив Брыковых Гор. Поле полностью занято карьером, на космоснимках этого еще не видно, обходится ЮВ по глине. Мост через Дубну относится к карьеру, сейчас проход свободный, но на шоссе рядом строится бетонный заводик... Дальше мимо Конюхово до Тириброво череда чистых опушек, перелесков, старых лесовозных колей и новых зарастающих вырубок, вполне предсказуемо и приятно для пешехода. Новейшая трасса "Холмогоры" пересекается спокойно, там даже разрыв в отбойнике есть. От Тириброво развернулся к дому, встав на полотно старой Переславской дороги. Романтично... Но непросто- местами она заросла так, что только заплывшие кюветы подсказывают, что несколько веков это был основной путь от Москвы на Север. Похоже, по документам это до сих пор "дорога", при пересечении с трассой "Холмогоры" на ней построена эстакада, абсолютно никуда не ведущая. Корелы обошел по задам и подошел к долине Дубны. Здесь надо было бы точнее пройти по старой дороге, очень живописно спускающейся с холмов, примерно так , но я постоянно сбивался на современные полевые грунтовки. Стоящие в низине деревни Потапиха и Дубна сейчас скромны, мост полуразрушен. А когда-то здесь был ям- важнейшее звено в транспортной системе тех времен! На нынешней границе области дорога широкой полосой пересекает дачный массив, потом застроена дачами у речки Верходубенки... Зато за ней красота возвращается уютной полянкой бывших Выселок, еле угадываемым полотном дороги в ёлках и, уже за очередной Ярославкой, широким распаханным полем Душищево. От него нашлась просека с канавкой и следами прямо к станции Бужаниново.





1-2 бетонная дорожка, торная тропа
3 проход есть
4 прохода нет!
5 размытая плотина, переправа
5-6 чисто, старая колея
6-7 карьер, обход по глине
8-9 чисто, квадроцикл
10-11 чисто, старые лесовозные колеи
11-13 зарастающие вырубки, бруль
13-14 чисто, охотничьи колеи из Корел
14 разрыв в отбойнике, разворот запрещен
14-15 зарастающие колеи
15 на входе в лес развилки- держаться западнее!
16-17 дорога заросла, никто не ходит
17 эстакада, разворота нет
18 пешеходная переправа
19-20 старая дорога заросла, параллельно чистая лэпка
20-21 поля возделаны
21-22 просека с канавкой и следами

Трек, точки